Поиск по сайту:  

Email:

Пароль:

Тел.: +7 (906) 724-89-01
Email: info@media-pandora.ru

 
Новый онлайн-сервис на сайте — добавление водяного знака в изображения.

MediaPandora.RU — Статьи и публикации

Кто должен работать с сайтом компании?

Ну вот и всё, дружок, пора открыть кингстоны...

Близится к концу моя работа в компании «Kopiroff.RU», и в преддверии её окончания я задался довольно очевидным, казалось бы, вопросом: кто должен добавлять новые страницы на сайт компании — веб-мастер или менеджеры?

Вопрос этот возник у меня прежде всего в связи с категорическим требованием руководства компании «Kopiroff.RU» немедленно написать для администраторского интерфейса сайта модуль добавления новых страниц и редактирования уже имеющихся, на том основании, что веб-мастер может уехать в отпуск или заболеть. С учётом того факта, что с 2008 года, когда был создан сайт, на нём накопилось аж 140 страниц (четверть из которых на протяжении своего существования гордо демонстрировала посетителям сообщение о ведущейся реконструкции), ситуация приобрела особую пикантность — в 99,9% из 100% такое требование означает безоговорочную решимость руководства в ближайшее время избавиться от веб-мастера (самое забавное в ситуации — руководство было неприятно удивлено моим ответом, который гласил, что в случае добавления страниц на сайт компании кем-либо, кроме меня, я полностью слагаю с себя ответственность за поисковое продвижение сайта).

Однако, с учётом оставшихся 0,1% вероятности, что руководство компании «Kopiroff.RU» действительно хочет поручить добавление новых страниц менеджерам, а веб-мастера загрузить куда более срочными и важными задачами (например, убрать рамочки вокруг картинок на некоторых страницах, подровнять поля абзацев и т. п.), мне припомнился вынесенный в заголовок вопрос, а также — просто попутно — ответ на него. Последний я и хотел бы изложить ниже.

Чай не лаптем щи хлебаем!

Большинство руководителей в сфере мелкого и среднего бизнеса уверены, что работа с веб-сайтом компании — безраздельная обязанность менеджеров.

Логика рассуждений в таких случаях примерно такова: ну а что тут такого особенного — добавить новую страницу? Загнал в админку текст, указал адрес страницы, добавил картинки — и — бац! — новая страница готова. Это же не микросхемы паять! Чай не лаптем щи хлебаем — соображаем, что к чему!

В каком смысле — вы поведёте такси, а я буду отвечать?!

Кстати, эту логику великолепно иллюстрирует такой пассаж из объяснения руководства компании «Kopiroff.RU», где я пока ещё работаю: «Ну мы же не полезем в HTML-код! Нам просто нужна возможность самостоятельного добавления новых страниц!» Объяснить руководству, что web-страница — это симбиоз контента и HTML-кода, и что без вмешательства в HTML-код добавленные страницы будут представлять собой беспорядочное, хаотическое месиво из текста и картинок, мне так и не удалось. В этом свете особенно интересен тот факт, что (надеюсь, вы читаете эту статью сидя) в числе своих услуг компания «Kopiroff» предлагает своим клиентам... разработку web-сайтов.

В качестве примера: как бы вы ответили на такой вопрос — кто должен вести такси, которое вы вызвали к подъезду? Вы, как и я, тоже полагаете, что его должен вести таксист? Какая неожиданность. Хотя, в самом деле, если слегка подумать: таксист — это профессиональный водитель, он несёт ответственность за вверенный ему автомобиль и за вашу безопасность. Попробуйте сказать прибывшему к вашему подъезду таксисту, что такси поведёте вы, а он будет нести ответственность за итоги поездки, и внимательно выслушайте его ответ — гарантирую, ответ таксиста будет очень кратким, очень доступным для понимания, и скорее всего, не вполне цензурным.

В то же время ситуация, в которой со страницами сайта работают менеджеры, а ответственность за их работу несёт веб-мастер, почему-то считается абсолютно нормальной. Как ни странно, мало кому из руководителей в сфере мелкого бизнеса приходит в голову, что веб-мастер — такой же профессионал своего дела, как и профессиональный водитель. Веб-мастер точно так же, как и водитель, руководствуется бесчисленным множеством хорошо известных ему правил, приёмов и ограничений, которые вряд ли могут быть известны менеджеру. Веб-мастер точно так же, как и водитель, несёт ответственность за свою работу, за поисковые позиции сайта в поисковой выдаче, и в конечном итоге — за численность поступающей с сайта клиентуры.

Малинки, малинки — страницы и админки

«Но у нас же была админка, которая позволяла нам добавлять и редактировать страницы! — бурно возмущалось руководство компании «Kopiroff.ru», в которой я пока ещё работаю, — и теперь нам нужна такая же на новом сайте!»

Даже если бы я не узнал из этих слов, что на старом варианте сайта была админка, позволяющая менеджерам работать непосредственно с сайтом, догадаться о её существования мог бы любой начинающий веб-мастер в первые же секунды просмотра HTML-кода старых страниц. Выделенные тут и там тегами жирности и курсива пробелы и знаки препинания, троекратные уровни вложения одинх и тех же тегов, многочисленные и многократно повторяющиеся друг за другом неразрывные пробелы вместо обычных, пустые на три четверти таблицы с полностью прописанными идентичными стилями в каждой из ячеек — квинтэссенция ночных кошмаров HTML-верстальщика.

Результат вполне закономерный: неоднократно редактируя контент web-страниц, менеджеры компании, конечно же, не ставили себе задачей следить за чистотой кода, и само собой разумеется, не придавали нагромождениям HTML-мусора в коде ни малейшего значения. Между тем мусор копился, позиции сайта сползали всё ниже и ниже, и наконец сайт оказался на задворках поисковой выдачи.

Именно поэтому моей первоочередной целью было — во что бы то ни стало прежде всего избавиться от менеджерской админки и блокировать непосредственный доступ к работе с сайтом для тех, у кого нет навыков работы с HTML-кодом. Старые страницы, естественно, пришлось первёрстывать заново вручную — хаотичное, бессистемное нагромождение кода не позволяло применить для очистки контента регулярные выражения.

Увы, руководство моих усилий не оценило, и самое обидное — не сделало из произошедшего никаких выводов, более того — даже не пожелало слушать мои доводы. Но вам — тому, кто читает данную статью — возможно, покажется интерсным или даже полезным моё скромное мнение, согласно которому новые страницы на веб-сайт компании должен добавлять только и исключительно веб-мастер, и никто иначе, кроме него. Потому что — доверь вы работу с сайтом дилетантам — с вашим сайтом произойдёт то же, что и с сайтом компании «Kopiroff.RU»: его контент точно так же в конце концов окажется завален грудами цифрового мусора, и ваш сайт точно так же в конце концов окажется на задворках поисковой выдачи. И вам крупно повезёт, если ваш сайт не попадёт в бан или под пессимизацию поисковых систем.

...к добру не привели проказы на воде

«Чушь собачья!» — возможно, скажете (или хотя бы подумаете) вы. — «Автор просто набивает себе цену и стремится сохранить работу, вот и выдумывает какие-то вымышленные проблемы!»

Приведу некоторые аргументы. Возможно, на кону — дальнейшая судьба вашего сайта (к сведению, вывести сайт из бана или избавить его от пессимизации поисковыми системами — задача даже для профессионалов своего дела не самая простая, а для их клиентов — удовольствие не из дешёвых). Верить мне или нет — дело ваше.

Итак, вкратце. Для того, чтобы сайт занял выгодные поисковые позиции в выдаче поисковых систем, недостаточно просто добавить на его страницы (даже если добавлять регулярно) уникальный контент. Размещать контент на страницах сайта необходимо в полном соответствии с великим множеством регламентированных поисковыми системами правил, предписывающих веб-мастерам, где и как размещать стили (правила оформления текста и изображений), где и как в коде страниц должен располагаться контент, каков допустимый процент выделения фрагментов текста жирным шрифтом от общего объёма контента, и так далее. А чтобы жизнь не казалась веб-мастерам малиной, регламент с завидной регулярностью меняется и пополняется новыми правилами. Формально — для улучшения так называемой «чистоты выдачи» (проще говоря, для того, чтобы максимально избавить поисковую выдачу от искусственно продвигаемых сайтов в противовес сайтам действительно интересным и полезным). Большая часть этих правил опытным веб-мастерам хорошо известна, по поводу иных же из этих правил в интернете безостановочно бушуют бурные дискуссии, так как поисковые системы не афишируют принципы ранжирования сайтов в поисковой выдаче, ограничиваясь стандартными рекомендациями «делать сайты максимально удобными и приспособленными для посететилей».

Разумеется, искусственно продвигаемые сайты всё равно занимают топовые позиции в поисковиках. И разумеется, даже запредельно дружественные по отношению к посетителям сайты без искусственного продвижения ранжируются поисковыми системами, мягко говоря, не лучшим образом.

Результаты проверки текста на сайте

Поэтому у владельца любого интернет-сайта всегда есть выбор: продвигать сайт плохо оптимизированный, с кучей мусора в коде, но с солидным уровнем бюджета на раскрутку и продвижение (от нескольких десятков тысяч рублей в месяц и более), и добиваться неплохих результатов — либо оптимизировать свой веб-сайт и не менее успешно продвигать его значительно меньшими бюджетами (до полутора — двух тысяч рублей в месяц). Вопрос баланса заключается в том, сколько средств уходит — на раскрутку и продвижение при первом варианте, и на то же самое плюс оплата работы оптимизатора во втором.

Так вот, практика показывает, что второй вариант — с оптимизацией сайта — нередко приводит к существенной экономии средств. Хотя бы потому, что плохо оптимизированный сайт в результате продвижения едва «вылезает» в поисковой выдаче по продвигаемым фразам, тогда как хорошо оптимизированный — ещё и по второстепенным, побочным средне- и низкочастотным запросам, которые, в свою очередь, также приводят на сайт потенциальных клиентов (а иногда выполняют эту задачу даже лучше, нежели высокочастотные, так как конкуренция по среднечастотникам и низкочастотникам куда меньше).

Семь раз отмерь — один раз отрежь

Теперь вернёмся к менеджерам. Для того, чтобы создаваемые и редактируемые менеджером страницы приносили сайту пользу, менеджер должен руководствоваться всеми вышеизложенными нюансами плюс ещё множество других. Для этого менеджер как минимум должен обладать навыками опытного HTML-верстальщика и SEO-специалиста (а если в коде страниц сайта присутствуют фрагменты програмнного кода — ещё и навыками WEB-разработчика). Прежде чем добавить хотя бы одну новую страницу или отредактировать имеющуюся, такой менеджер должен трижды (или более раз) продумать, что и куда добавлять, либо где и как редактировать. Впрочем, он может и не тратить время на раздумья — но тогда добавленные или отредактированные им страницы придётся перевёрстывать веб-мастеру, чтобы новые страницы не помешали продвижению сайта. В итоге, либо менеджеру самому придётся стать веб-мастером, либо одна и та же работа будет выполняться дважды — сначала менеджером, потом веб-мастером.

«Но добавляют же менеджеры товары в интернет-магазинах!» — скажете (или хотя бы подумаете) вы. — «Не поручать же эту рутинную работу квалифицрованным веб-мастерам!»

Вот тут мы с вами вплотную и подходим к одному деликатному нюансу, который необходимо ясно и твёрдо знать.

У менеджеров интернет-магазина непременно должна быть возможность добавлять на сайт структурированную информацию — скажем, товарный ассортимент компании, — потому что никто лучше них (в том числе и веб-мастер) не знает товарный ассортимент. Для этого разработчик сайта создаёт специальный интерфейс: менеджер добавляет фотографию нового товара, его наименование и описание и нажимает кнопку «добавить». При этом добавляемая в интерфейсе информация должна быть строго регламентирована: к примеру, изображения — только в формате JPG разрешением до 3000х2000 пикселов, наименование — только кириллица длиной до 50 символов, стоимость — только число арабскими цифрами от 0 до 9 и разрядностью до семи символов, и так далее.

Вход только для специалистов!

Но возможность добавлять на сайте компании что угодно и куда угодно должна отсутствовать у менеджеров наглухо, в принципе и априори. Потому что иначе в первые же минуты предоставления менеджерам такой возможности они надобавляют на сайт такого — на тридцать пожизненных банов и стопроцентную пессимизацию сайта в поисковых системах. И далеко не факт, что веб-мастеру удастся после разгрести последствия подобной самодеятельности. При наиболе благоприятном же стечении обстоятельств — не факт, что веб-мастеру удастся ликвидировать последствия такой самодеятельности менее чем за полгода работы.

Запомните: всего один час не ограниченной строгим регламентом работы одного менеджера с сайтом способен угробить месяцы работы одного или нескольких специалистов.

Нужно добавить на сайт новый товар, отредактировать или удалить имеющийся? Пожалуйста — для этого есть соответствующий интерфейс. Интерфейс отказывается прниять какую-либо информацию? Корректируйте информацию в соответствии с требованиями интерфейса — ограничения были придуманы разработчиком сайта не исходя из собственной прихоти.

Нужно добавить новую страницу на сайт? Пожалуйста — материал передаётся веб-мастеру, тот прогоняет переданный материал через множество проверок (на орфографию, грамматику, пунктуацию, стилистику, на чрезмерную частоту ключевых слов, на изобилие паразитных оборотов типа «в общем», «так сказать» и «короче говоря»), затем форматирует по всем правилам и размещает на сайте.

Не устраивает такой подход? Ищите себе другого веб-мастера. А ещё лучше — избавьтесь от него как от ненужного балласта, как это собирается сделать компания «Kopiroff.RU».

И не удивляйтесь, если ваш сайт будет рано или поздно выкинут поисковыми системами из поисковой выдачи — это закономерный и неизбежный итог. Именно такой итог, судя по всему, предпочла выбрать для себя компания «Kopiroff.RU». Подходит ли такой итог для вашего сайта — решать вам.


Ещё одна статья на эту же тему: Ходьба по минному полю

 






© WEB-студия «Медиа-Пандора». Запуск сайта — 20 июля 2015 г.
Разработчик: М. Ю. Уткин.