Поиск по сайту:  

Email:

Пароль:

Тел.: +7 (906) 724-89-01
Email: info@media-pandora.ru

 
Новый онлайн-сервис на сайте — добавление водяного знака в изображения.

MediaPandora.RU — Статьи и публикации

Из пушки по воробьям

Тренд на эстетику

Прежде всего не могу не заметить, что веб-программирование наконец-то преодолело рубеж, на котором веб-мастеру было необходимо выполнить некие определённые задачи, и перешло в область, где веб-мастера вопросы «зачем?» и «для чего?» волнуют значительно меньше, чем вопрос «как». Другими словами, мы наконец-то добрались до эпохи эстетики программирования.

Ещё несколько лет назад среднестатистический заказчик ставил среднестатистическому веб-мастеру конкретную задачу: к примеру, создать сайт, на котором был бы размещён каталог товаров. Никто не задавал веб-мастеру вопросов, как он это сделает. Требования касались конечного продукта (веб-сайта) и были предельно короткими, чёткими и ясными: к примеру, страницы сайта должны содержать две фотографии одной единицы товара, они должны открываться не более чем за ноль целых семь десятых секунды и быть объёмом не более 400 Кб.

А затем... затем в отрасль веб-дизайна пришёл тренд на эстетику создания сайтов, и воцарился среди веб-мастеров зубовный скрежет. Ибо веб-мастерам начали указывать, не что делать, а как делать.

Табличный дизайн? Вы с ума сошли! Сейчас всё принято верстать DIV-ами!

Статичные функции? Не смешите народ. Исключительно объектно-ориентированное программирование и независимые экземпляры классов!

Три последовательных запроса к базе данных? Ни в коем случае! Ведь это неэстетично! Эстетично объединить в одном MySQL-запросе десять JOIN-ов и пять вложенных подзапросов. Неважно, что такой запрос будет работать в десять раз дольше и страница с результатами выдачи появится в окне браузера секунд через пятнадцать. Главное — эстетика на уровне!

Самое смешное, что, сколько я ни спрашивал народ на всевозможных профессиональных форумах, чем таблицы хуже DIV-ов, никто так и не сумел дать мне внятного ответа на этот вопрос. Были какие-то жалкие упоминания про якобы лучшее индексирование сайтов, свёрстанных в DIV-ах, в противовес сайтам, свёрстанным таблицами, но конкретных примеров я так и не увидел. В итоге всё свелось приблизительно к следующему утверждению: мол, таблицами сайты никто не верстает, так как это уже давно не принято. Кем не принято, почему не принято — на сей счёт мёртвая тишина. Сколько я ни пытался узнать у профессионалов, чем их не устраивают статические функции в PHP — никто так и не смог этого внятно объяснить. И лишь сравнительно недавно мне удалось найти объяснение этому странному явлению.

Нелишним будет упомянуть о том, что аналогичная картина наблюдается и в дизайне.

— Вы что, как же можно запускать сайт, если учредители ещё не решили, какой оттенок будет у фона на главной странице! — возмущался один из моих заказчиков.

— Да разве можно открывать сайт, у которого текст на главной странице имеет цвет #FB9, а не #FEA! — искренне поражался моему невежеству другой. — Вы только представьте, зайдут посетители и увидят такое!

Ну в самом деле: как можно открыть публичный доступ к сайту, написанному без использования динамических классов, свёрстанному табличным способом, и с оттенком фона главной страницы, ещё не согласованным учредителями! Это же страшный скандал! Это позор на весь мир!

Три примера «неправильных» сайтов

Чтобы не быть голословным, приведу несколько конкретных примеров. Выводы можете сделать самостоятельно.

Пример № 1: табличная вёрстка против вёрстки DIV-ами. Один из первых моих сайтов — «Стол Находки» — свёрстан целиком при помощи таблиц. По главной ключевой фразе «стол находок» этот сайт занимает 1-е место в поисковой выдаче Яндекса. Количество внешних ссылок на сайт по состоянию на сегодняшний день — чуть меньше 50. Бюджет раскрутки и продвижения сайта — около 5 тысяч руб. единовременно. В настоящее время на сайте размещено более 10 тысяч объявлений.

Пример № 2: статические функции против объектно-ориентированного программирования. Другой мой сайт, посвящённый работе с трёхмерной графикой — Cinema4D.su — написан целиком при помощи статических функций. Мало того, на нём даже базы данных MySQL используются не везде: к примеру, уроки представляют собой обычные текстовые HTML-файлы, свёрстанные вручную в блокноте без какой-либо админки. Количество ссылающихся на него сайтов — около 40. По фразе «уроки cinema 4d» в настоящее время занимает 8-е место в поисковой выдаче Яндекса. Бюджет раскрутки и продвижения — чуть больше 200 руб. в месяц. Сайту немногим более года, но его ежедневно посещают около 100 человек.

Пример № 3. Достаточно длительное время один из моих сайтов, созданных на «Народе», kinoplay.narod.ru, занимал топовые места на первой странице в поисковой выдаче Яндекса по фразам, связанным с музыкой и песням из кинофильмов, его ежедневная посещаемость составляла около 800 человек. К сожалению, судьба сайта завершилась передачей Яндексом проекта «Народ» Юкозу, после чего сайт пришлось переносить на новое место, где он так и не обрёл прежней популярности. Бюджет раскрутки и продвижения сайта на «Народе» в своё время обошёлся мне в месяц времени и сотню рублей — стоимость пакета услуг по регистрации сайтов в каталогах на широко известном сервисе 1ps.ru. Сайт представлял собой набор статических HTML-страниц, свёрстанных вручную с использованием таблиц (и кстати говоря, свёрстанных, с моей нынешней точки зрения, исключительно криво).

Два лагеря

Фактически, стан заказчиков разделился на два лагеря.

Одних заказчиков по-прежнему интересует чисто практический результат. увеличить продажи продукции, проинформировать посетителей об услугах. Для них создание или реконструкция сайта — не более чем средство для достижения цели, и если цель достигнута (к примеру, возросли продажи), то им совершенно наплевать, как именно веб-мастер это сделал.

Других заказчиков — чаще всего это посредники между заказчиком и исполнителем — совершенно не волнует, насколько эффективно сайт будет выполнять свои непосредственные задачи. Поскольку первостепенная цель посредников — отчитаться перед непосредственным заказчиком, и главные критерии такого отчёта — это правильный оттенок фона и красиво написанный код. Соответственно — именно эти критерии посредники представляют непосредственному заказчику как верный залог коммерческого успеха.

Самое же обидное и печальное, что зачастую и самим непосредственным заказчикам важнее всего формальные критерии. Почему так происходит?

Хочу как у него

Вариант № 1. У некоего предпринимателя имеются два конкурента, у одного из которых сайт создан на основе движка «Joomla», а у второго — на основе движка «Bitrix». На сайт первого конкурента ежедневно заходит пара десятков посетителей, на сайте второго конкурента каждый день появляется около трёхсот посетителей. Однажды наш предприниматель решает, по примеру конкурентов, обзавестись собственным сайтом. Какими соображениями он будет при этом руководствоваться?

Практика показывает, что скорее всего, предприниматель попросит веб-мастера создать сайт на основе движка «Bitrix». Логика предпринимателя очевидна: ведь именно этот движок используется на сайте более успешного (как ему кажется) из двух его конкурентов. Об успешности своего конкурента предприниматель судит по посещаемости сайта — ведь если на сайте много посетителей, значит, больше и покупателей.

Опытный маркетолог, естественно, сразу же спросит: а какова конверсия на сайте успешного конкурента? Другими словами, сколько посетителей из трёхсот ежедневно становятся покупателями? Получив ответ и сравнив конверсию на сайтах двух конкурентов, маркетолог может получить парадоксальный результат: на самом деле значительно успешнее идёт бизнес конкурента-«неудачника» — из двух десятков посетителей его сайта покупки ежедневно совершают пятнадцать человек, тогда как из трёхсот посетителей на сайте «успешного» конкурента покупателями становятся от силы два — три человека, остальные читают на сайте новости или заходят узнать биржевые курсы валют.

Но предприниматель про конверсию на сайтах конкурентов ничего не знает. В худшем случае он вообще не знает, что такое конверсия, в лучшем — понятия не имеет о значении конверсии на сайтах конкурентов, так как те, конечно, вряд ли станут сообщать ему такие сведения. Ко всему прочему, предпринимателю вряд ли известен бюджет, затраченный на сайты конкурентов, а он может разительно различаться. Маловероятно у предпринимателя и наличие сведений об источниках посещаемости сайтов: не исключено, что сайт более успешного конкурента раскручен «чёрными» методами SEO и в ближайшее время рискует схлопотать от поисковых систем пожизненный бан. Так что единственная возможность судить об успешности конкурентов у него — по посещаемости их сайтов, то есть по чисто формальному признаку, который сам по себе никак не свидетельствует об успешности бизнеса.

Вариант № 2. Предпринимателя не интересует успех конкурентов, просто у большинства его знакомых сайты созданы на основе движка «Bitrix», и они рекомендуют ему обзавестись сайтом с использованием именно этого движка. Причина рекомендаций предельно проста — других движков они попросту не видели. Их вполне устраивают время загрузки страниц в десять секунд и куча висячих модулей (включая календарь) на главных страницах сайта. Некоторые из знакомых предпринимателя даже искренне считают, что на «Bitrix» основаны вообще все сайты в интернете.

Вариант № 3. Подходим к самому интересному варианту. Знакомые нашего воображаемого предпринимателя — люди в интернет-технологиях продвинутые: большинству из них известно, что самописные сайты, созданные без использования стандартных движков, разрабатываются с использованием объектно-ориентированного программирования (об этом им сообщил некий опытный программист). И хотя знакомые предпринимателя понятия не имеют, что такое объектно-ориентированное программирование и чем оно отличается от субъектно-дезориентированного, они советуют предпринимателю заказывать сайт, построенный строго с использованием ООП: программист, который рекомендовал им именно такой подход, является опытным специалистом в своём деле и не стал бы попусту бросаться такими рекомендацями. Мысль о том, что за сложной технической терминологией может скрываться заурядное намерение вытянуть побольше денег из заказчика, им в голову чаще всего не приходит.

Подытожим. Во всех трёх примерах наш предприниматель вопреки здравому смыслу руководствуется некими формальными критериями — ему кажется, что это самый верный путь к успеху. Если бы он понимал, для чего нужны объектно-ориентированное программирование, DIVы, таблицы и «Bitrix», у него было бы достаточно данных для принятия верного решения. Возможно, смысл и назначение перечисленных методов мог бы растолковать предпринимателю добросовестный веб-мастер, недобросовестный же просто объяснит, что без этих методов невозможно создать качественный веб-сайт, и запросит за использование этих технологий при создании сайта солидную сумму.

В заключение, постскриптумом, добавлю, что у вёрстки DIVами действительно есть своё назначение. Но об этом — в следующей статье.

 






© WEB-студия «Медиа-Пандора». Запуск сайта — 20 июля 2015 г.
Разработчик: М. Ю. Уткин.